Механический тормоз вагона КТМ-5
- Барабанный тормоз
Механическим тормозом вагона КТМ-5М3 является барабанный колодочный тормоз с соленоидно-пружинным и ручным приводом.
Барабанный тормоз состоит из стального тормозного барабана 4, насаженного и закрепленного на конусе валика ведущей конической шестерни редуктора. На осях с эксцентриками 1 гайками 2 закреплены две тормозные колодки 3, которые свободно поворачиваются вокруг эксцентриков. К тормозным колодкам с внутренней стороны прикреплены тормозные накладки из фрикционного материала, которыми колодки обхватывают барабан. На оси 7 разжимного кулака насажен двуплечий рычаг 6, к одному из концов которого закреплен трос от ручного привода тормоза 5, а на другом конце на оси 8 закреплена вилка тяги 9.
Для регулировки положения рычага 6 предусмотрена регулировочная муфта 11, в которую входят концы тяг 9 и 13, закрепляемые гайками 10 и 12.
На продольной балке тележки 19 на кронштейне болтами 18 закрепляется тормозной электромагнит с соленоидом 15. Конец тяги 13 соединен с рычагом 14 тормозного электромагнита. На конце рычага 14 имеется указатель хода со стрелкой 17, против которой находятся три риски, залитые красной эмалью, с обозначениями: Н, ОТР и РЕГ.
Риска Н соответствует расторможенному вагону. Риска ОТР нанесена при ходе стрелки указателя на 12 мм, что соответствует выбору зазора между тормозной накладкой и тормозным барабаном. Риска РЕГ нанесена в конце хода рычага электромагнита. При заторможенном вагоне стрелка указателя хода должна быть между рисками ОТР и РЕГ. Когда стрелка указателя стоит против риски РЕГ, то тормозная система нуждается в регулировке.
Для ручного оттормаживания барабанного тормоза на тормозном электромагните предусмотрена рукоятка ручного оттормаживания 16.
Барабанный тормоз работает следующим образом. При движении вагона рукоятка ручного оттормаживания тормозного электромагнита находится в верхнем вертикальном положении. Рычаг 14 тормозного электромагнита находится в крайнем левом положении, а стрелка указателя хода стоит против риски Н. При торможении барабанным тормозом удерживающие катушки тормозного электромагнита под действием затормаживающиъ пружин поворачиваются против часовой стрелки. Тяга 13 перемещается при этом вправо и поворачивает двуплечий рычаг 6 и ось 7 разжимного кулака. Разжимной кулак при повороте перемещает рычаги 6. Для оттормаживания барабанного тормоза включается удерживающий электромагнит, который перемещает тормозный рычаг влево, что соответствует расторможенному состоянию тормоза.
На рисунке показан узел барабанного тормоза (разжимной кулак с рычагами) вагона КТМ-5М3.
Основные компоненты механического тормоза:
- Тормозные колодки: Они прижимаются к колесам при активации тормоза, создавая трение и замедляя движение.
- Тормозной механизм: Обычно это система рычагов и пружин, которые обеспечивают передачу усилия от тормозного цилиндра к колодкам.
- Ручное управление: Водитель может активировать механический тормоз вручную в случае необходимости.
Принцип работы:
При нажатии на тормоз водителем, механическая система передает усилие на тормозные колодки, которые прижимаются к колесам. Это вызывает замедление движения вагона. Механический тормоз также может использоваться в сочетании с другими тормозными системами для повышения эффективности торможения.